24.01.2011 12:54:22
Безусловно, Стамбул, показанный в «Бриллиантовой руке», – это вовсе не Стамбул, скорее некий обобщенный заграничный город в представлении среднего гражданина СССР того времени. Но одно в фильме было подмечено верно: в лабиринте узких извивающихся улочек, отходящих друг от друга под совершенно немыслимыми углами, действительно элементарно заблудиться даже при наличии карты.
Впрочем, заблудиться стоит. Ну хотя бы ради такой потрясающей картины: поздний вечер, узкая улица, мощенная камнем и застроенная небольшими домиками, то тут, то там по ней горят костры (мусор здесь зачастую выносят просто на улицу, а к вечеру поджигают), вокруг – ни души, и над всем этим раздается песня муэдзина, созывающего на вечернюю молитву... Как выбираться – непонятно, спросить дорогу не у кого, но все равно завораживает.
Кстати, Стамбул, как это ни странно, показался наиболее исламизированным из виденных турецких городов. Если в Измире, чтобы увидеть женщину в парандже, нужно забираться в глухие кварталы, то для Стамбула это – нормальное явление. Впрочем, совершенно европейская одежда здесь также не редкость: религия в Турции отделена от государства, и в чем ходить – личное дело каждого. В целом турки очень веротерпимы, и зайти в мечеть «просто посмотреть» – вполне допустимо, хотя, конечно, соблюдая элементарные правила (разуваться при входе и т.д.). Обычно можно и фотографировать, но лучше уточнять заранее: как правило, просят отключать вспышку.
Сам город производит впечатление немыслимого коктейля из стилей, обычаев и эпох: узкие извилистые улочки здесь соседствуют с ультрасовременной застройкой, византийские церкви – с минаретами и великолепными восточными дворцами… И – масса кошек. Они здесь повсюду: ходят по улицам, сидят у столиков уличных кафе, лежат на продающихся по всему городу коврах. Практически все – на удивление чистые и ухоженные. Так что квинтэссенция Стамбула – это вовсе не Святая София, не минареты, не пение муэдзинов. Это – котенок, расположившийся на восточном ковре.
Теперь поговорим о фотосъемке в Стамбуле. В исторической части человек с цифровым фотоаппаратом обычно не привлекает внимания, хотя снимать людей с близкого расстояния не стоит: ислам накладывает запрет на любое изображение человека. Впрочем, телеобъективы никто не отменял. В музеях, в отличие от наших, отдельную плату за съемку не берут. Купил билет – снимай: как хочешь, чем хочешь и сколько хочешь. Как правило, нельзя пользоваться штативом и вспышкой.
Отдельно стоит отметить археологический музей: темные залы с прекрасно поставленным галогеновым светом, освещающим отдельные экспонаты. Только ищи интересные ракурсы и нажимай на кнопку – все получится замечательно.
|