16.11.2011 9:28:35
При восприятии полотен этого художника зритель не идёт по пути одномерной трактовки образа, но совершает сложный маршрут, сворачивая на боковые тропинки ассоциаций, воспоминаний, фантазий. Иногда художник сам ставит «указатели» на перекрестках смыслов. Иногда оставляет зрителю возможность дорассказать произведение. Во всяком случае, зритель Суховецкому нужен умный.
В художнике XXI века привлекает помимо неотъемлемых качеств пластической и колористической одаренности еще и особый изыск, особая интеллектуальность и эрудиция. Можно было бы назвать это концептуальностью, но такой термин прочно закрепился за определённым направлением в искусстве. Можно было бы счесть это эстетством, но в современном языке данное слово более подходит к явлениям поверхностным, хотя и эффективным. Поэтому оставив мудрому времени выработку соответствующего обозначения, отметим многокомпонентность, широту спектра изобразительно-выразительных средств, определяющих направления творчества Алексея Николаевича Суховецкого. Например, в пейзаже. Жанр, давно занявший особое место в русской живописи, у Суховецкого обретает то интимное, то эпическое звучание. Одна из наиболее любимых тем живописца – Москва. И здесь диапазон образов развёрнут от камерных, лирических сцен в старых, равно обыденно - уютных и романтически-волнующих дворах и переулках Первопрестольной, до монументально звучащих изображений одного из крупнейших и старейших городов мира. Небо над ним осеняется то управляющим квадригой Аполлоном с фронтона Большого театра, то небесным воинством, чьи составленные из облаков атрибуты напоминают ампирные орнаменты зданий. Эти высшие, одухотворённые сущности не просто обращены к мегаполису, но и противопоставлены своей величавостью его суете.
Соединение разнородного при абсолютной узнаваемости авторского почерка – характерная черта творчества Суховецкого. Так, натюрморт - наиболее «лабораторный» жанр, в котором полнее всего проявляется созидающая воля и устремления художника – представляет нам предметы в их вырастающей из внимательного вглядывания сложности. Подробность проработки формы идёт от натурности и восприятия, не препятствуя, вместе с тем, утончённой трансформации. В ней нет отказа от традиционной изобразительности или самодовлеющего стремления заинтриговать зрителя, но есть ощущение равновеликости для автора двух ипостасей искусства – натуры и творчества. И это свойство проявляется на всех уровнях образной структуры. Например, в том, как живописец акцентирует цветовую наполненность рефлексов, подчёркивая тем самым взаимосвязь и взаимовлияние предметов, выявляя возможности авторского переосмысления впечатлений. Во истину: в искусстве неразделимы natura naturans и natura naturata. Одновременно каждый натюрморт живописца является целенаправленно срежесированной сценой с продуманными внутренними связями и разветвлёнными культурными ассоциациями.
Цвет, форма, тектоника композиций, решение специфических художественных задач, подобных воспроизведению пленэрных состояний, - все в творчестве Суховецкого ориентировано на цели глубокого и осмысленного обобщения, питаемого живым чувством и потому порождающего образы ёмкие, многогранные и, одновременно, открытые живому восприятию зрителя. Это альтернатива тупиковым ветвям современного искусства, конечно не единственная, но сущностно важная. Здесь путь движения живым сокам художественной культуры.
|