28.05.2012 20:52:42
Официально Омскому региональному отделению ВТОО «Союз художников России» - 80 лет. Фактически история искусства города уходит в XIX век, когда первые профессиональные художники приехали Омск и стали учить молодых людей изобразительному искусству в Омском (сибирском) кадетском корпусе. Особую страницу в истории искусства региона, как и во множестве других мест России, занимает начало ХХ века: купечество, молодая буржуазия, просвещенная интеллигенция немало сделали для того, чтобы сначала появилось Общество художников и любителей искусств Степного края (1916), а затем и Художественно-промышленный техникум (1921), которому было сразу дано имя М.А. Врубеля – великого русского художника, родившегося в Омске в 1856 году, и так или иначе оказавшего влияние на судьбы местного искусства.
Искусство Омска советской эпохи развивалось без особых отличий от других регионов страны вплоть до 1960-х годов. Тогда, в 60-е, в Омске произошло два знаменательных события, которые предопределили его судьбы в последующие десятилетия. Первое, оно было повсеместно, связывается с появлением на исторической арене шестидесятников, привнесших свежий воздух «оттепельного» искусства – художников, приехавших в Омск из Алма-Аты, Пензы, Ленинграда, Москвы, Киева, Львова, Риги. Второе – это рождение омского худграфа, окупившегося искусством полистилизма. Основателю факультета, выпускнику репинского института 1939 года, А.Н. Либерову удалось создать не атмосферу ремесленного натаскивания, а школу профессиональной культуры и свободы. Благодаря ему на худграфе работали люди разных пластических предпочтений, но общих убеждений: в основе искусства лежат профессионализм, академическая выучка, высокая человеческая культура и образованность. То есть, эти качества накапливались не только в родной среде, но и на тогда круглогодично работавших творческих дачах по всей стране – в Подмосковье, на Кавказе, в Прибалтике, на Байкале. Сосуществование в небольшом провинциальном культурном пространстве классической эстетики, шестидесятнической прозы жизни и романтической экспрессии, концептуальных предпочтений молодых авторов обернулось уже в 80-е годы тем самым омским полистилизмом, модификации которого очевидны на нынешней юбилейной выставке в московских залах на Покровке.
Нынешняя выставка небольшая, можно сказать, камерная, но, думается, дает представление о палитре поисков. Порой противоположных. Здесь и тональная живопись на основе точного рисунка, драматургически выстроенного сюжета на «фамильную» тему Георгия Кичигина, и колористически выверенный до «микрона» концептуальный диптих Евгения Дорохова. Малые, по размеру, изумительно хорошо написанные пастели и темперы Сергея Патрахина вмещают в себя «огромный мир в зерне песка», а большеформатные композиции Татьяны Дашковой отсылают зрителя к эстетике конструктивизма и эзотерическому знанию. Тонкие стилизации Сергея Александрова говорят о том, как хрупок мир, ранимость которого особо остро ощущается на фоне жестких, рисованных графитом, композиций Анастасии Гуровой. Минималистская живопись Николая Молодцова и живопись в лучших традициях русской школы Геймрана Баймуханова – еще два вектора в современном искусстве Омска. Неизбывным чувством юмора, иронии, а порой и сарказма Сергей Сочивко не позволяет своим картинам на темы городской мифологии опуститься до уровня салона. Прошедшая в Омске в 2011 году Всероссийская выставка «Пастель России» показала, насколько устойчива традиция это техники в Омске – несколько пастельных работ в нынешней экспозиции акцентируют это направление в нашем искусстве. По всей нашей стране отчетливо наметилась тенденция в развитии культового искусства и тем на православные и русские исторические темы. Омск не исключение. Тому примеры - работы Павла Минина, Сергея Белова, Андрея Машанова, Владимира Ершкина. Еще одна тенденция просматривается в современном российском искусстве – ювелирное творчество. Думается, работы омичей Ольги и Владимира Крышковцев, Аллы Авдиенко обогащают общую картину этого вида искусства. И еще об одном. С конца прошлого века в Омске отчетливо наметился искусствоведческий вектор развития. Представленные на выставке альбомы, каталоги, другие издания позволяют в определенной степени говорить как об очевидном росте, так и проблемах в этой области изобразительного искусства и науки о нем.
Омичи благодарны Секретариату Союза художников России, сотрудникам выставочного зала на Покровке за возможность развернуть выставку, познакомить москвичей с искусством из Сибири. Мы убеждены в том, что наши контакты продолжатся и впредь - ради развития отечественного искусства в столице и на местах.
Выставочный зал Союза художников России на Покровке, 37 Тел. для справок (495)917-58-80
ВЕРНИСАЖ 30 мая (ср.) в 16.00 час.
|