17.02.2013 14:48:07
При долине куст калинушки стоит, На калине соловей-птица сидит. Горьку ягоду калинушку клюет, А малиною закусывает…
Обрядовая песня Нижегородской губернии
Выставка «Народные художественные промыслы Нижегородской области» проходит в рамках празднования 80-летия Нижегородской организации Союза художников России и представляет творчество ведущих современных мастеров народного искусства. В экспозиции участвует более 40 авторов, демонстрируется 250 работ хохломской и городецкой росписей по дереву, шахунского ткачества, нижегородского гипюра, золотной и гладевой вышивки, балахнинского кружева, казаковской филиграни, образцы реконструкций традиционных народных костюмов Нижегородской области.
Нижегородское народное художественное творчество имеет глубокие исторические корни и устойчивую эстетическую традицию. В традиционном крестьянском быту глубинные представления о гармонии и красоте, достатке и благополучии выражены в узорочье, наполнявшем обыденные предметы жизнерадостной энергией. Образы и мотивы народного искусства рождены миропониманием далеких предков о нераздельности жизни человека и природы, обогащены средневековой символикой, национальной геральдикой. Большое место художественные изделия занимали в свадебной обрядности: обереговая и благопожелательная семантика лежит в основе роскошных женских костюмов, росписи сундуков – хранилищ приданого, украшении донцев прялок – подарков от жениха невесте, праздничной расписной посуды. В разнообразии видов изделий народных художников Нижегородского края всегда преобладали мотивы сочных, пышных цветов и стеблей, изображения птиц, что, несомненно, связано с семейным счастьем и благополучием. Художники отдают предпочтение ярким и насыщенным, огненным, цветам. Ритмы узоров упругие, цельные, формы пышные, выразительные. Эти признаки сохраняются и в изделиях современных мастеров.
В силу региональных социально-экономических особенностей Нижегородский край с древности был богат промысловым производством художественных изделий. Здесь в изобилии имелись материалы для изготовления декоративных изделий: керамические глины, декоративный камень, поделочные породы дерева; на севере выращивался качественный лен, на западе вырабатывался металл. Центрами производства художественных изделий в позднем средневековье становились княжеские и боярские вотчины Романовых, Морозовых, Шереметевых. В монастырях действовали иконописные и золотошвейные мастерские. Обилие ярмарочных центров на судоходных реках – Волге, Оке, Суре, Ветлуге – обеспечивали активный товарообмен. Благодаря этим предпосылкам уже в XIX веке сложились и оформились стилистически многие промысловые производства предметов народного творчества. Расписная посуда и утварь, получившая звонкое имя хохломской - по названию торгового села, быстро завоевала популярность благодаря столичным и зарубежным выставкам. На всю страну и зарубежье славились золотная вышивка Лыскова, Арзамаса, Бора, многопарное балахнинское кружево, изделия из металла мастеров Выксы, Вачи, Павлова.
В XX веке традиционные промысловые производства пополнились новыми направлениями. Некоторые, такие как шахунское узорное ткачество, возникли на основе традиционных домашних рукоделий, другие были привнесены из других регионов страны и успешно прижились на благодатной почве, такие как варнавинская резьба по кости или казаковская филигрань. Советская власть с вниманием относилась к народному творчеству, рассматривая его как национальное достояние и международный брэнд. Термин «народные художественные промыслы» появляется в начале 1930-х гг. Их развитие, материальную базу и эстетическую составляющую курировали столичные специалисты. Хохломской росписи посвящал публикации видный искусствовед В.М. Василенко, неоценимый вклад в сохранение художественных особенностей промысла внесла искусствовед НИИХП В.М. Вишневская. В создании шахунского ручного ткачества большую роль сыграла сотрудник НИИХП Л.А. Кожевникова.
Нижегородская (Горьковская) организация Союза художников приняла в свой состав в первую очередь мастеров хохломской росписи: в 1945 г. членство в профессиональном творческом союзе получили А.П. Кузнецова, Г.П. Матвеев, в 1946 в Союз была принята Н.А. Чикалева-Денисова. Начиная с 1920-х гг. они были постоянными участниками Всероссийских и международных художественных и промысловых выставок, обладали высоким авторитетом. В 1960-70-е гг. роль Союза художников в сохранении и пропаганде традиционного национального искусства была очень значима, поскольку работа была направлена в первую очередь на поддержание высокого качества изделий благодаря тщательному отбору предметов на выставки и конкурсы. В среде творческого союза формируются наиболее яркие и востребованные мастера, главные художники фабрик, члены экспертных советов. Среди них сотрудники экспериментальных лабораторий и авторских групп, создававших в разные годы уникальные мелкосерийные и штучные образцы художественных изделий.
В настоящее время секция народного искусства Нижегородского Союза художников насчитывает 41 автора, многие из которых отмечены званиями Народных и Заслуженных художников России, являлись в разные годы лауреатами Государственной премии им. И.Е. Репина – самой высокой награды в области народного искусства.
Выставка охватывает работы мастеров разных лет. Она дает возможность рассмотреть стилевые особенности двух основных направлений современной хохломы – семеновского и семинско-ковернинского. Городецкая роспись представлена сюжетно-декоративными панно и топорной игрушкой. Казаковская филигрань демонстрирует ювелирные изделия, настольные украшения. Показаны бельевые ткани и костюмные комплексы в исполнении чкаловских мастериц строчевой вышивки и образцы многоремизного узорного ткачества шахунских художниц. Косынки, шарфы, настольные украшения выполнены в сложнейшей технике многопарного балахнинского кружева. Представлены многоцветные и монохромные вышивки разнообразными видами глади и фактурных декоративных швов. Мастера выполнили коллекцию праздничных женских костюмов, это реконструкция предметов, традиционно бытовавших в народной культуре в Нижегородской губернии. Один из разделов выставки посвящен большому разнообразию изделий, украшенных в технике золотной вышивки, в настоящее время завоевывающей все большую популярность.
В последние годы появляется много научных и познавательных изданий и отдельных публикаций, посвященных теме народных художественных промыслов. Делаются попытки воссоздания их глубокой истории на основании археологического и этнографического материала. Освещается современное их состояние и бытование изделий. В 2008-2010 осуществлено издание 10-ти томное издание Библиотеки им. И.П. Склярова, посвященное всем направлениям промыслов. В 2011 вышло 3-х томное методическое пособие «История народных художественных ремесел Нижегородской области», изданное ННГУ им. Лобачевского. В рамках государственной программы «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009-2011 годах» изданы красочные альбомы, демонстрирующие современный ассортимент изделий основных предприятий. Художники промыслов постоянно участвуют в выставках всех уровней, пропагандируя лучшие достижения отечественной культуры и народного творчества.
|