22.10.2008 8:54:53
Музей изобразительных искусств снова удивил горожан выставкой. Не привозными раритетами, а шедеврами из фондов. Экспозиция “Мир искусства” посвящена юбилею объединения художников, существовавшего в Петербурге в конце XIX века.
— Мы представили почти всю коллекцию работ “мирискусников”, имеющуюся в музейных фондах, — рассказывает куратор выставки Ирина Яблокова. — Некоторые графические листы использовались на тематических экспозициях, но в таком объеме они не показывались. Из восемнадцати произведений известных художников два, “Весна” Зинаиды Серебряковой и эскиз росписи Евгения Лансере, выставлены впервые.
Этот эскиз создавался предположительно в 1910-е годы, для росписи особняка купца-миллионера Гавриила Тарасова в Москве, на Спиридоновке, — делится догадками искусствовед. — Художник сделал девять панно и плафон с росписью, рассказывающую историю Персея. А вот эскизы гримов, сделанные Сергеем Судейкиным к спектаклю “Женитьба Фигаро” в Камерном театре (Петербург). Как вспоминала актриса Алиса Коонен, игравшая в спектакле, режиссер Александр Таиров хотел видеть на сцене не такие яркие, насыщенные декорации, в которых актеры попросту терялись...
Подготовив выставку, в музее решили совместить приятное с полезным: вытащить из запасников удивительно теплые, трогательные работы и отметить 110-летие объединения “Мир искусства”.
В это творческое содружество, самое крупное тогда в России, входили многие русские художники — Леон Бакст, Александр Бенуа, Михаил Врубель, Константин Коровин, Евгений Лансере, Константин Сомов... Их называли “гениальными дилетантами”.
“Мир искусства” начинался как домашний “кружок самообразования”. На квартире Александра Бенуа собирались его друзья-гимназисты. Весной 1898 года в музее училища барона Штиглица состоялась первая выставка русских и финляндских художников.
В том же году появился журнал “Мир искусства”. В нем были привлекательные иллюстрации — фотографии, художественные репродукции, выполненные в разной технике. С первых номеров живописцы сами выполняли обложки, иллюстрации, заставки и виньетки, продумывали шрифты. Каждый номер был оригинальным произведением.
В отличие от предшествующих изданий, журнал систематически печатал монографические статьи о русских и европейских мастерах. Авторами выступали известные писатели и художники: Гюисманс, Израэльс, Либерман, Метерлинк... Со многими зарубежными живописцами и графиками русская публика знакомилась именно по публикациям в “Мире искусства”.
Новое объединение было названо так же, как журнал. Художники занимались станковой живописью, графикой, оформлением книг, театральных спектаклей. Известно, что Сергей Дягилев и его русские балеты прославились именно благодаря “мирискусникам”, создававшим декорации.
— Союз организовывал множество выставок, представлявших творчество самых разных художников, — замечает Ирина Яблокова. — В нем не было одного общего течения, направления, школы. В содружестве приветствовали всякого живописца, который был далек от политики, интересовался только чистым искусством. Самые выдающиеся личности, такие, как Кандинский, Врубель, Нестеров и другие, не избежали участия в прославившемся творческом объединении.
“Мирискусники” стремились “уйти от отсталости российской художественной жизни, избавиться от провинциализма и приблизиться к культурному Западу...” Они искали вдохновение в XVIII веке. Писали бал-маскарады, забавные пустячки из жизни галантных кавалеров и дам. Отголоски серебряного века встречаются в творчестве Бенуа, Сомова, Бакста, Головина — художников первого поколения “мирискусников”.
В 1903 году они объединились с московской группой “36 художников”. Так появилось новое объединение — “Союз русских художников”. В 1904-м прекратил существование журнал “Мир искусства”, вместо него стал издаваться “Аполлон”. Несколько номеров этих журналов показано на выставке в тюменском музее.
— Разногласия в обществе дали о себе знать, — поясняет Ирина Яблокова. — В 1910 году Бенуа с группой товарищей ушел из Союза, создав 2-й “Мир искусства”. Он просуществовал до 1924-го. В этом году состоялась последняя выставка в России. После революции многие из них уехали за рубеж...
Эти и множество других интересных фактов можно узнать, побывав на выставке в музее изо. Она будет работать недолго, чуть больше двух месяцев. После чего работы, чувствительные к свету, снова уберут в запасники. А в “кабинете графики” (так музейщики окрестили небольшой зал на первом этаже) появится другая экспозиция — тюменцам представят произведения Константина Богаевского, крымского художника, известного своими историческими пейзажными картинами
|