23.11.2008 13:42:51
Вслед за Иваном Марчуком, который в своем творчестве вдохновляется исконно украинскими национальными корнями, открылась выставка живописи певца еврейского мира Иосифа Островского «Одесса — Иерусалим». Таким образом, под одной крышей встретились произведения сразу двух видных художников, по-своему ярко представляющих не только две национальные культуры, две мировоззренческие позиции, но и две совершенно противоположные изобразительные школы.
Уроженец провинциальной Шепетовки (1935 г.), городка, который в то время был просто пропитан своеобразной еврейской «местечковостью», Иосиф Островский уже в 15-летнем возрасте поступил на живописное отделение Одесского художественного училища им. Грекова, а в 20 лет стал членом Союза художников СССР.
Впоследствии Островский долгое время жил и творил в Одессе, а закончил свою жизнь в Иерусалиме в 1993 г. гражданином Израиля, куда он переехал с семьей в 1989 г. в надежде вылечиться от тяжелой болезни. Так и получилось, что свою пылкую любовь к солнечной Одессе он перенес на озаренный розовой дымкой священный Иерусалим, хотя и по сей день Островский считается одним из лучших, а возможно, и одним из самых известных в мире одесских художников, знаковым именем в истории художественной Одессы второй половины ХХ века. Как бы то ни было, но, поселившись на Земле обетованной, Иосиф Островский глубоко в сердце навсегда сохранил привязанность к своей, патриархальной «еврейской Украине». Его работы можно узнать с первого взгляда: они печальны и радостны одновременно, не зря их считают олицетворением духа еврейского народа.
Хотя его картины чем-то неуловимо характерным напоминают работы Марка Шагала, Иосиф Островский всегда возражал против определения его творчества стандартными понятиями и категориями, не любил стилистических классификаций. «Я — просто художник,— нередко повторял он.— Не реалист, не модернист, не абстракционист и так далее. Только таким образом, без штампов, я свободен и могу выразить на холсте свою философию». Начиная с 60-х прошлого века, он сначала подпольно, а потом и явно пишет картины на еврейскую национальную тематику. Наибольшую известность получили работы художника 70-90-х, основанные на детских воспоминаниях о жизни еврейского местечка, широко представленные в нынешней экспозиции Киевского музея русского искусства. Вот дедушка молится в синагоге, мать зажигает субботние свечи, семья за праздничным столом... Из детских впечатлений одна за другой рождались картины, впоследствии составившие знаменитый «Еврейский цикл». Чаще всего это портреты местечковых еврейских музыкантов, ремесленников, мудрецов... Не чужды Островскому и сюжетные полотна по религиозным мотивам Торы и Танаха. О работах этого цикла он говорил: «Вечные темы волнуют всех. Язык искусства, чувств не знает границ. Чем глубже ты проникаешь в душу своего народа, тем понятнее твое искусство другим».
В 1992 г. Иосиф Островский стал победителем конкурса по оформлению нового здания Высшего Суда Справедливости Израиля. Осуществить этот проект ему не удалось. В канун Йом Кипура 1993 г. художник умер… После Киева — уже в будущем году — выставку Иосифа Островского увидят в Европе и Израиле
|