06.06.2009 10:11:31
Сейчас расскажу как я сходила в музей Пушкина на Пречистенке. Предлогом стала выставка петербургских архитекторов эпохи историзма второй половины 19 в. Симпатичная выставка из рисунков и проектов некоторых дворцов, построенных во второй половине 19 в. Два из них были построены для выросших детей Николая I. Поскольку с Питером я знакома плохо, это оказалось для меня не самым интересным.
Несколько выставочных залов посвящено новым поступлениям и дарам музею. Тут много книг, фарфор, литографии. Тут-то я и застряла. В этом музее всегда пытались воссоздать дух эпохи, показать увлечения тех дней, моду на салоны, рукописные альбомы, веера, лорнеты и прочие милые безделушки, за что я и люблю этот музей. И тут я не одинока, имидж музея вызывает доверие не только у меня, иначе не стали бы люди дарить музею старые антикварные вещи, книги и графику.
Меня заинтересовала серия гравюр на тему русского похода Наполеона и войны 13-14 гг. до момента взятия Парижа. Начинается серия с перехода Немана войсками Бонапарта, заканчивается парадом союзных войск на площади Конкорд в Париже.
Пара гравюр посвящена экзотическим условиям заключения мира в Тильзите. Плоты на середине реки, подплывающие с разных берегов лодки с императорами… очень романтично. Кстати, несмотря на попытки обоих императоров опередить другого и приплыть к плоту переговоров первым, Наполеон приплыл первым, потому что у него на веслах сидели профессиональные моряки, так что Бонапарт первым подал руку царю, помогая перейти из лодки на плот. Приписка о подарках, сделанных императорами второй стороне по заключении мира, была чрезвычайно интересной. Наполеон подарил Александру I два больших сервиза Севрской мануфактуры – «Олимпийский» и «Египетский». Вот оказывается, как знаменитый Египетский сервиз попал к нам, его последнее время часто по частям экспонируют то в Кусково, то в Царицыно. Интересно, где же он хранится. Это действительно совершенно потрясающая вещь. Донце каждого предмета - черно-белая гравюра с видом Египта или сценой боев, бордюр темно-синего кобальта с золотым орнаментом на египетские мотивы, причем на каждом предмете орнамент и рисунок свой и нигде не повторяется. Сколько видов орнамента ты можешь придумать, используя все символы и иероглифы? Я может с десяток и осилю, а предметов в сервизе свыше тысячи! Преклоняюсь перед фантазией и мастерством художников Севра …
Наполеон получил в подарок порфирные полуколонны, малахитовые вазы и столешницы, созданные на Петергофской гранильной фабрике. Ты когда-нибудь слышал о существовании такой? Я -нет. К столешницам знаменитым мебельщиком были сделаны подстолья, и сейчас они находятся в версальском Трианоне. Там действительно есть небольшой малахитовый зал с огромной вазой и двумя пристенными столиками из малахита. Тесен мир и коротко время, если через два века мы можем все это увидеть, и это хорошо.
Победа при Лейпциге, где состоялась «битва народов» - русских, немцев и австрийцев против Наполеона – 7/19 октября 1813 г. была связана с двумя литографиями, под одной из них была цитата из «Журнала 1813 г» А.И. Михайловского-Данилевского, непосредственного участника событий: «Я был послан… за городские ворота, где представилось мне ужаснейшее бегство неприятелей, рассыпавшихся как стадо овец вдоль берегов Плейсы и Эльстера, через которые они искали спасения, ибо в ту минуту французские инженеры, постигнутые паническим страхом, взорвали мост гораздо ранее, нежели сделать надлежало, от чего целые корпусы их со всеми начальниками, оставшись на нашем берегу, достались нам в плен.»
И тут же рядом у второй гравюры еще цитата об этом эпизоде из «Исторических записок..» Мешетича Г.П. «Прикрывавший ретираду целый корпус польских войск дрался, но обозы, загрузившие мост через Плейсе, попрепятствовали перейти значительному количеству артиллерии и оному корпусу; артиллерия взята россиянами, а польские войска были часть истреблены, а часть потоплены…»
С поляками в войне 1812 г. у русских были свои счеты. Мало того, что мятежная Польша, пытаясь отвоевать себе независимость, перекинулась воевать к Наполеону против Российской империи, в состав которой входила, так еще и в походе поляки зарекомендовали себя как одна из самых надежных и инициативных боевых частей, да и милосердием к гражданскому русскому населению они не отличались. Жалоб на их варварство, грабежи и жестокость было существенно больше, чем на французские части.
Так что неудивительно, что русские и не пытались их брать в плен, а сами поляки на милосердие русских тоже не рассчитывали и сдаваться опасались. Командовал польским корпусом князь Юзеф Понятовский, с ним он прошел весь русских поход, с ним он погиб при попытке переправиться через Плейсе. Как раз накануне битвы Наполеон пожаловал Понятовского долгожданным званием маршала. Представь себе с каким воодушевлением тот пошел в бой в новом качестве, да только побыл он маршалом недолго, погиб в этом же бою со всем своим польским корпусом, поставив грустный рекорд самого краткого ношения маршальского звания.
Последней в этом ряду гравюр висит «Парад союзных армий в Париже». Представь себе огромную, особенно по парижским меркам, прямоугольную площадь. Две коротких стороны прямоугольника составляют симметричные здания морского министерства, возле которого разместили батарею для артиллерийского салюта, и отеля Крийон (это сейчас так, что там было при Наполеоне - не знаю), большие стороны заняты парком Тюильри, ограниченным балюстрадой со статуями укрощаемых коней и воротами в парк, напротив симметричные боскеты со знаменитыми конями Марли, между ними сейчас начинается улица Елисейские поля. Только на картинке улицы нет, а есть массив парка. В центре площади возведен алтарь для богослужения, ведь парад был приурочен к Пасхе. Вокруг буквой П выстроены войска, свободный промежуток занимают командующие союзных армий со свитой. Комментарий возле гравюры из «Дневника Павла Пущина 1812-1814 г» весьма примечателен: «29 марта/10 апреля 1814. Воскресенье, Пасха. Служили большой молебен на площади Конкордия, или Революции. Вся гвардия была под ружьем. Прошла церемониальным маршем мимо государя и построилась сомкнутыми колоннами побатальонно вокруг аналоя, воздвигнутого как раз на том месте, где когда-то французы обезглавили несчастного Людовика XVI. Теперь здесь возносили господу благодарственные молитвы за счастливые успехи, вследствие которых брат его Людовик XVIII должен был вступить на французский престол. Маршалы Наполеона присутствовали и были вынуждены стать на колени, когда провозгласили об этом при громе русских пушек». Русские в Париже – это отдельная тема для обсуждения… Достаточно сказать, что русские кавалеристы были приятно шокированы свободой парижских нравов: парижанки просили посадить их перед всадником покататься и посмотреть с высоты на въезд союзников в Париж, опять же знание французского языка всеми русскими офицерами приятно поразило парижан. Так что многие ехали по центру Парижа вдвоем с очаровательной спутницей на одной лошади. А экзотические казаки оставили неизгладимый след после себя – парижские бистро. Слово бистро произошло как раз в 1815 г от русского «быстро». Да, еще одна деталь этого парада: в нем принимали участие лишь те части, мундиры которых еще как-то сохранились. Это значит, что в параде принимали участие военные «бездельники», потому что боевые части так обносились, что им не разрешили квартировать в городе, солдаты носили мундиры с убитых, внося полную сумятицу в разрешенную форму одежды полка, сапоги у большинства просили каши.
|