15.09.2009 14:36:51
«Адриенна Лекуврер» Э.Скриба и Э.Легуве - театральная архаика, актуальная в лучшем случае как первоисточник для либретто знаменитой оперы. Как пьеса для драматического спектакля она по меркам современного театра непригодна абсолютно: для пародии она сама слишком легковесна (это все равно что КВН пародировать), для "полной гибели всерьез" - чересчур нелепа в своей велеречивой благоглупости. Тем не менее Сергей Голомазов, (режиссер не первостатейный, но для антрепризного проекта еще не самый "криминальный" вариант, все-таки в свое время он сделал "Петербург" по Андрею Белому на малой сцене Театра им. Гоголя и открыл публике будущую звезду гей-спектаклей Житинкина и сериала "Бедная Настя" Даниила Страхова), умудрился перепутать драму с пародией, да так бестолково, что не поймешь, где одно с другим граничит: этакий стеб на котурнах. Стеб, впрочем, не от хорошей жизни, а от безысходности.
Действо обозначено, как это сейчас принято, "фантазией по мотивам..." На деле это означает, что для удобства и экономии от пьесы осталось семь действующих лиц, на чем фантазия авторов инсценировки иссякла. Кринолины и комзолы, покачиваясь, лениво двигаются, а чаще просто стоят по стойке смирно под музыку Баха (барочная полифония совсем не сочетается с романтическим сюжетом об актрисе эпохи классицизма и превращает спектакль в гибрид мольеровского фарса с декадентско-символистской драмой). С безвкусной и концептуально необоснованной пышностью костюмов, в свою очередь, контрастирует минималистское, даже по антрепризным стандартам, оформление сцены, состоящее из нескольких стульев и пары подсвечников. "Напоминает декорации фильма "Доггвилль" - заметила не то в шутку, не то всерьез (у нее никогда не поймешь) сидевшая рядом _Magdalina_.
Дмитрий Певцов присутствует на сцене с видом до такой степени отсутствующим, что кажется, ему по ту сторону рампы еще скучнее, чем зрителям - по эту. Певцов вообще актер неровный. Я его впервые увидел на сцене 8 лет назад в "Женитьбе Фигаро" (блестящим Фигаро) и в "Чайке" (пронзительным Треплевым), потом он потрясающе сыграл Чичикова в "Мистификации" - это все у Захарова - и очень мне понравился в антрепризных "Иствикских ведьмах". При этом в множестве других спектаклях (от ленкомовского "Укрощения укротителей" до антрепризной "Коллекции" по Г.Пинтеру) он невыразителен и неинтересен, напоминает простого, случайно попавшего в экстремальные обстоятельства советского парня из посредственных боевиков вроде "По прозвищу Зверь" и "Мафия бессмертна". Но, по крайней мере, его невыразительность скромна и непретенциозна, чего не скажешь об Ольге Дроздовой.
Героиня Дроздовой - Адриенна Лекуврер - гениальная актриса, убитая ревнивой соперницей при помощи отравленного букета цветов (сюжет, известный благодаря опере). "Она говорит на сцене, как в жизни" - один за другим подчеркивают персонажи пьесы главное достоинство Адриенны. Дроздова же выглядит на сцене такой ломакой, какой хорошая актриса ни на сцене, ни в жизни себе выглядеть не позволит. Когда гениальную актрису играет актриса средняя - это уже не есть хорошо. Когда средняя актриса при этом завывает, заламывает руки и несет архаичную чушь (для пущей важности Скриб добавил в свой текст куски из трагедий Расина), время от времени забывая текст (как, впрочем, и все ее партнеры по сцене) - совсем плохо. А когда все это продолжается почти три часа - просто невыносимо.
|