Винтаж, антиквариат, ретросмесь из викторианского стиля и стиля эпохи модерн - сегодня мы, смакуя, вспоминаем то, о чем так «хорошо» забыли много лет назад. После нескольких десятилетий тотального господства техно и выхолощенного минимализма мы имеем все основания позволить себе слабость обладания вещицами, пришедшими из далекого прошлого. Удовольствие это тем приятнее, чем стариннее предмет обладания или его история. Вместе с мебелью арт-деко, тканями жуи, корсетами, викторианским черным янтарем и кружевными митенками возвращаются и камеи, причем не только в качестве антикварных раритетов, но и как высокое искусство дня сегодняшнего.
Согласитесь, лучшего фильтра, чем время и более строгого судьи, чем оно, не найти. Вероятно, поэтому глиптика (искусство резьбы по камню), родившаяся в шумеро-аккадские времена и достойно пережившая социально-художественные метаморфозы нескольких тысячелетий вызывает истинное восхищение не только у искусствоведов-ценителей камей и инталий.
В Россию геммы пришли из Византии вместе с принятием христианства, успев к тому времени несколько раз умереть и родиться. То, что каменные миниатюры на Руси начали делать в эпоху христианизации не могло не отразиться на сюжетах древнерусских камей. Из кости, известняка, шифера, песчаника вырезали Христа, Богородицу и святых, а носились эти образки как нательные обереги, благодаря чему и получили название воротных икон. К XVI столетию традиция угасла. И лишь в XVIII веке камеи вновь напомнили о себе. Спасибо Екатерине Великой, матушке, которая в антрактах между государственными заботами и личными забавами коллекционировала античные камеи и, надо сказать, коллекцию имела отменную.
Последний всплеск ажиотажа на миниатюры из камня пришелся на модерн с его страстью ко всему утонченно-претенциозному. Пожалуй, сегодняшнее уверенное возвращение камеи на позиции богемной фаворитки - также, кстати, пришедшееся на рубеж веков - можно считать в определенной степени предсказуемым.
Хотя днепропетровский архитектор Святослав Никитенко вряд ли рассчитывал на то, что его увлечение камеями, которым он «заболел» 8 лет назад, сегодня придется настолько ко двору. На сегодняшний день резьба по камню самых дорогих, твердых и сложных пород, определенно, - дело всей его жизни, а началось все с зодиакального тельца, выточенного из дерева на день рождения жены.
Еще на втором курсе архитектурного Святослав Никитенко почувствовал, что лепные изображения даются ему куда лучше рисованых, а в 1993 году, благоразумно ответив согласием на просьбу брата вырезать пару камей из кости, понял, что что нашел не только профессию, но и себя. За 8 лет работы он создал более 250 камей, в основном на религиозную тематику, ряд шедевров из которых составляют грандиозную по мастерству исполнения коллекцию современной российской глиптики, продолжающей древние сюжетные традиции на материале, который ранее на Руси практически не использовался. Мастеру доводилось работать даже с корундом, котрый по плотности ничем не уступает алмазу.
Никитенко любит прозрачные камни, а любовь эта в несколько раз осложняет рабочий процесс - гораздо труднее увидеть форму, к тому же направленный на камень свет посылает в глаз луч. Тем не менее, его фаворитом является сердолик. Проблемы с непростым материалом отступают на второй план, когда речь заходит об инструментах, большинство из которых мастер делает сам. В ответ на справедливое изумление Никитенко говорит: «Резьба по камню это лишь 20% работы, рождается и формируется образ - в голове». В прошлом году камея «Распятие» (топаз размером 6,6х3,4) работы Никитенко была преподнесена Патриарху Ливанской Православной Церкви, еще несколько его камей украшают частные коллекции Европы - каменная миниатюра по-прежнему считается роскошным подарком и весьма удачной инвестицией.
Расхожая фраза о том, что искусстово вечно, в данном случае оправдывает себя на все сто.
О том, что глиптика вновь в фаворе говорит уже то, что наряду с предложением, на камеи опять появился спрос. Начать с того, что в Италии эта традиция не умирала никогда и там по сей день существуют школы камнерезов, а на крупнейших аукционах мира за последние несколько лет выставлялись камеи, имевшие неизменный успех.
В прошлом году в Москве в музее им. А. С. Пушкина в рамках программы «Званый вечер в русской усадьбе», приуроченной к 40-летию музея, весьма успешно прошла выставка, представленная галереей «Моя коллекция», где экспонировались работы Святослава Никитенко.
Успех этого мероприятия и возросший интерес к камеям в целом дают уверенность в том, что персональная выставка Святослава Никитенко, намеченная на Рождественские праздники 2002 года будет не менее удачной
|