Вечная идея повышения скорости самолета всегда волновала умы авиаконструкторов. В 1930 г. в таинственном седьмом ангаре, во «внутренней тюрьме» (ВТ) ЦКБ завода №39, находившегося в ведении технического отдела ОГПУ, группа арестованных за «вредительство» инженеров под руководством Д.Григоровича создала по проекту Н.Поликарпова истребитель-биплан И-5, получивший персональное название ВТ-11 по месту своего рождения. На госиспытаниях в июле 1931 г. он показал скорость 268 км/ч, весной 1933 г. - 286 км/ч. После успешных полетов новой машины Президиум ЦИК постановил амнистировать и наградить «бывших вредителей». Основной опытный вариант самолета назывался «Клим Ворошилов» и имел двигатель М-22. Это была лицензионная копия известного двигателя Бристоль (Гном-Рон) «Юпитер» VI.
И вот тогда у А.С.Яковлева возникла мысль: построить с тем же двигателем М-22 самолет с еще большей, скоростью за счет более совершенной аэродинамики. На это решение, безусловно, повлияли сообщения об успехах американских одно- и двухместных спортивных монопланов «Трэвел Эйр». «Уэделл-Уильяме», «Джи Би» и «Локхид». Эти, весьма похожие друг на друга, машины имели специально форсированные варианты серийных двигателей, закрытые капотами НАСА, неубирающееся шасси в обтекателях-«штанах» и низкорасположенное крыло с расчалками или подкосами. Первым из этой серии был одноместный гоночный самолет «Тексако» 13 или «Мистери Шип» фирмы «Трэвел Эйр», которую создали в 1924 г. три человека, ставшие впоследствии знаменитыми и основавшие собственные фирмы: Уолтер Бич, Клайд Цессна и Ллойд Стирмен. «Тексако» поднялся в воздух в августе 1929 г. На нем была достигнута скорость 314 км/ч. Еще один самолет, чью общую схему мог использовать Яковлев, - это «Сениор Спортстер», двухместная спортивная машина фирмы «G.B.», принадлежавшей братьям Грэнвилл (Джи Би - первые буквы от Грэнвилл Бразерс). Его испытания начались в конце 1930 г., скорость - 323 км/ч.
|