22.10.2008 8:54:53
Музей изобразительных искусств снова удивил горожан выставкой. Не привозными раритетами, а шедеврами из фондов. Экспозиция “Мир искусства” посвящена юбилею объединения художников, существовавшего в Петербурге в конце XIX века.
— Мы представили почти всю коллекцию работ “мирискусников”, имеющуюся в музейных фондах, — рассказывает куратор выставки Ирина Яблокова. — Некоторые графические листы использовались на тематических экспозициях, но в таком объеме они не показывались. Из восемнадцати произведений известных художников два, “Весна” Зинаиды Серебряковой и эскиз росписи Евгения Лансере, выставлены впервые.
Этот эскиз создавался предположительно в 1910-е годы, для росписи особняка купца-миллионера Гавриила Тарасова в Москве, на Спиридоновке, — делится догадками искусствовед. — Художник сделал девять панно и плафон с росписью, рассказывающую историю Персея. А вот эскизы гримов, сделанные Сергеем Судейкиным к спектаклю “Женитьба Фигаро” в Камерном театре (Петербург). Как вспоминала актриса Алиса Коонен, игравшая в спектакле, режиссер Александр Таиров хотел видеть на сцене не такие яркие, насыщенные декорации, в которых актеры попросту терялись...
Подготовив выставку, в музее решили совместить приятное с полезным: вытащить из запасников удивительно теплые, трогательные работы и отметить 110-летие объединения “Мир искусства”.
В это творческое содружество, самое крупное тогда в России, входили многие русские художники — Леон Бакст, Александр Бенуа, Михаил Врубель, Константин Коровин, Евгений Лансере, Константин Сомов... Их называли “гениальными дилетантами”.
“Мир искусства” начинался как домашний “кружок самообразования”. На квартире Александра Бенуа собирались его друзья-гимназисты. Весной 1898 года в музее училища барона Штиглица состоялась первая выставка русских и финляндских художников.
В том же году появился журнал “Мир искусства”. В нем были привлекательные иллюстрации — фотографии, художественные репродукции, выполненные в разной технике. С первых номеров живописцы сами выполняли обложки, иллюстрации, заставки и виньетки, продумывали шрифты. Каждый номер был оригинальным произведением.
В отличие от предшествующих изданий, журнал систематически печатал монографические статьи о русских и европейских мастерах. Авторами выступали известные писатели и художники: Гюисманс, Израэльс, Либерман, Метерлинк... Со многими зарубежными живописцами и графиками русская публика знакомилась именно по публикациям в “Мире искусства”.
Новое объединение было названо так же, как журнал. Художники занимались станковой живописью, графикой, оформлением книг, театральных спектаклей. Известно, что Сергей Дягилев и его русские балеты прославились именно благодаря “мирискусникам”, создававшим декорации.
— Союз организовывал множество выставок, представлявших творчество самых разных художников, — замечает Ирина Яблокова. — В нем не было одного общего течения, направления, школы. В содружестве приветствовали всякого живописца, который был далек от политики, интересовался только чистым искусством. Самые выдающиеся личности, такие, как Кандинский, Врубель, Нестеров и другие, не избежали участия в прославившемся творческом объединении.
“Мирискусники” стремились “уйти от отсталости российской художественной жизни, избавиться от провинциализма и приблизиться к культурному Западу...” Они искали вдохновение в XVIII веке. Писали бал-маскарады, забавные пустячки из жизни галантных кавалеров и дам. Отголоски серебряного века встречаются в творчестве Бенуа, Сомова, Бакста, Головина — художников первого поколения “мирискусников”.
В 1903 году они объединились с московской группой “36 художников”. Так появилось новое объединение — “Союз русских художников”. В 1904-м прекратил существование журнал “Мир искусства”, вместо него стал издаваться “Аполлон”. Несколько номеров этих журналов показано на выставке в тюменском музее.
— Разногласия в обществе дали о себе знать, — поясняет Ирина Яблокова. — В 1910 году Бенуа с группой товарищей ушел из Союза, создав 2-й “Мир искусства”. Он просуществовал до 1924-го. В этом году состоялась последняя выставка в России. После революции многие из них уехали за рубеж...
Эти и множество других интересных фактов можно узнать, побывав на выставке в музее изо. Она будет работать недолго, чуть больше двух месяцев. После чего работы, чувствительные к свету, снова уберут в запасники. А в “кабинете графики” (так музейщики окрестили небольшой зал на первом этаже) появится другая экспозиция — тюменцам представят произведения Константина Богаевского, крымского художника, известного своими историческими пейзажными картинами
|
16.05.2009 22:12:08
Crisis eating in France, the land of haute cuisine
Bargain-hunters in a grocery store northeast of Paris squint as they scan figures stamped on shrink-wrapped chunks of Gruyere and bags of green olives. They're not zeroing in on the price, certain to be low in a place that specializes in surplus goods offloaded from big-name supermarket chains. They want the "use by" date.
Just one day remains before the cheese is past its prime. The olives hav.....
|
24.10.2008 11:41:38
Vladimir Andreenkov - «GEOMETRY OF LIFE»
“Vladimir Andreenkov, adhering to visible mathematics and clear-cut forms in their perfection, is not locking the space of life but is wonderfully transforming it beyond blurred human consciousness. He succeeds to make an exact from an approximate and he makes you, if not to think, at least to get mobilized internally. As a rule, a person focuses simply looking at a direct line. Line - step. Step .....
|
24.05.2007 23:07:53
Sotheby's Opens Moscow Office and Appoints Director
In a ceremony today William F. Ruprecht, President and Chief Executive Officer of Sotheby's, announced that Sotheby's has opened an office in Moscow and appointed Mikhail Kamensky as Managing Director. Mr Kamensky, a former Director and Presidential Advisor to the Bank of Moscow, will direct the company's efforts in Russia, whose collectors are increasingly becoming one of the world's most importa.....
|
05.04.2007 21:25:28
Gallery Shazina presents from 19 April to 19 May 2007 personal exhibition dedicated to 105 years of Ivan Titov
Ivan Titov’s artistic realism is like a good documentary film; good meaning genuine, unvarnished. Life as it is.
Painting, which reflects the melting time, but doesn’t permit to forget. Painting, which gives a wonderful possibility to unwind the time back, and look more attentively into the eyes of Abkhazian boy in a red hood. The eyes with such a dignity, so wise, that you want to ask “Do you .....
|
04.03.2007 22:49:57
Chloe Piene Opens at Witte de With
Witte de With proudly presents the first solo exhibition in the Netherlands of Chloe Piene (born 1972 in Stamford, USA). The exhibition features a selection of Piene's recent drawings and videos, and will be accompanied by a publication featuring texts that explore distinctive aspects of her work, such as the role of sound, the performative nature of drawing, and the interplay of fear and fantasy......
|
1 2 |
|