06.06.2009 10:11:31
Сейчас расскажу как я сходила в музей Пушкина на Пречистенке. Предлогом стала выставка петербургских архитекторов эпохи историзма второй половины 19 в. Симпатичная выставка из рисунков и проектов некоторых дворцов, построенных во второй половине 19 в. Два из них были построены для выросших детей Николая I. Поскольку с Питером я знакома плохо, это оказалось для меня не самым интересным.
Несколько выставочных залов посвящено новым поступлениям и дарам музею. Тут много книг, фарфор, литографии. Тут-то я и застряла. В этом музее всегда пытались воссоздать дух эпохи, показать увлечения тех дней, моду на салоны, рукописные альбомы, веера, лорнеты и прочие милые безделушки, за что я и люблю этот музей. И тут я не одинока, имидж музея вызывает доверие не только у меня, иначе не стали бы люди дарить музею старые антикварные вещи, книги и графику.
Меня заинтересовала серия гравюр на тему русского похода Наполеона и войны 13-14 гг. до момента взятия Парижа. Начинается серия с перехода Немана войсками Бонапарта, заканчивается парадом союзных войск на площади Конкорд в Париже.
Пара гравюр посвящена экзотическим условиям заключения мира в Тильзите. Плоты на середине реки, подплывающие с разных берегов лодки с императорами… очень романтично. Кстати, несмотря на попытки обоих императоров опередить другого и приплыть к плоту переговоров первым, Наполеон приплыл первым, потому что у него на веслах сидели профессиональные моряки, так что Бонапарт первым подал руку царю, помогая перейти из лодки на плот. Приписка о подарках, сделанных императорами второй стороне по заключении мира, была чрезвычайно интересной. Наполеон подарил Александру I два больших сервиза Севрской мануфактуры – «Олимпийский» и «Египетский». Вот оказывается, как знаменитый Египетский сервиз попал к нам, его последнее время часто по частям экспонируют то в Кусково, то в Царицыно. Интересно, где же он хранится. Это действительно совершенно потрясающая вещь. Донце каждого предмета - черно-белая гравюра с видом Египта или сценой боев, бордюр темно-синего кобальта с золотым орнаментом на египетские мотивы, причем на каждом предмете орнамент и рисунок свой и нигде не повторяется. Сколько видов орнамента ты можешь придумать, используя все символы и иероглифы? Я может с десяток и осилю, а предметов в сервизе свыше тысячи! Преклоняюсь перед фантазией и мастерством художников Севра …
Наполеон получил в подарок порфирные полуколонны, малахитовые вазы и столешницы, созданные на Петергофской гранильной фабрике. Ты когда-нибудь слышал о существовании такой? Я -нет. К столешницам знаменитым мебельщиком были сделаны подстолья, и сейчас они находятся в версальском Трианоне. Там действительно есть небольшой малахитовый зал с огромной вазой и двумя пристенными столиками из малахита. Тесен мир и коротко время, если через два века мы можем все это увидеть, и это хорошо.
Победа при Лейпциге, где состоялась «битва народов» - русских, немцев и австрийцев против Наполеона – 7/19 октября 1813 г. была связана с двумя литографиями, под одной из них была цитата из «Журнала 1813 г» А.И. Михайловского-Данилевского, непосредственного участника событий: «Я был послан… за городские ворота, где представилось мне ужаснейшее бегство неприятелей, рассыпавшихся как стадо овец вдоль берегов Плейсы и Эльстера, через которые они искали спасения, ибо в ту минуту французские инженеры, постигнутые паническим страхом, взорвали мост гораздо ранее, нежели сделать надлежало, от чего целые корпусы их со всеми начальниками, оставшись на нашем берегу, достались нам в плен.»
И тут же рядом у второй гравюры еще цитата об этом эпизоде из «Исторических записок..» Мешетича Г.П. «Прикрывавший ретираду целый корпус польских войск дрался, но обозы, загрузившие мост через Плейсе, попрепятствовали перейти значительному количеству артиллерии и оному корпусу; артиллерия взята россиянами, а польские войска были часть истреблены, а часть потоплены…»
С поляками в войне 1812 г. у русских были свои счеты. Мало того, что мятежная Польша, пытаясь отвоевать себе независимость, перекинулась воевать к Наполеону против Российской империи, в состав которой входила, так еще и в походе поляки зарекомендовали себя как одна из самых надежных и инициативных боевых частей, да и милосердием к гражданскому русскому населению они не отличались. Жалоб на их варварство, грабежи и жестокость было существенно больше, чем на французские части.
Так что неудивительно, что русские и не пытались их брать в плен, а сами поляки на милосердие русских тоже не рассчитывали и сдаваться опасались. Командовал польским корпусом князь Юзеф Понятовский, с ним он прошел весь русских поход, с ним он погиб при попытке переправиться через Плейсе. Как раз накануне битвы Наполеон пожаловал Понятовского долгожданным званием маршала. Представь себе с каким воодушевлением тот пошел в бой в новом качестве, да только побыл он маршалом недолго, погиб в этом же бою со всем своим польским корпусом, поставив грустный рекорд самого краткого ношения маршальского звания.
Последней в этом ряду гравюр висит «Парад союзных армий в Париже». Представь себе огромную, особенно по парижским меркам, прямоугольную площадь. Две коротких стороны прямоугольника составляют симметричные здания морского министерства, возле которого разместили батарею для артиллерийского салюта, и отеля Крийон (это сейчас так, что там было при Наполеоне - не знаю), большие стороны заняты парком Тюильри, ограниченным балюстрадой со статуями укрощаемых коней и воротами в парк, напротив симметричные боскеты со знаменитыми конями Марли, между ними сейчас начинается улица Елисейские поля. Только на картинке улицы нет, а есть массив парка. В центре площади возведен алтарь для богослужения, ведь парад был приурочен к Пасхе. Вокруг буквой П выстроены войска, свободный промежуток занимают командующие союзных армий со свитой. Комментарий возле гравюры из «Дневника Павла Пущина 1812-1814 г» весьма примечателен: «29 марта/10 апреля 1814. Воскресенье, Пасха. Служили большой молебен на площади Конкордия, или Революции. Вся гвардия была под ружьем. Прошла церемониальным маршем мимо государя и построилась сомкнутыми колоннами побатальонно вокруг аналоя, воздвигнутого как раз на том месте, где когда-то французы обезглавили несчастного Людовика XVI. Теперь здесь возносили господу благодарственные молитвы за счастливые успехи, вследствие которых брат его Людовик XVIII должен был вступить на французский престол. Маршалы Наполеона присутствовали и были вынуждены стать на колени, когда провозгласили об этом при громе русских пушек». Русские в Париже – это отдельная тема для обсуждения… Достаточно сказать, что русские кавалеристы были приятно шокированы свободой парижских нравов: парижанки просили посадить их перед всадником покататься и посмотреть с высоты на въезд союзников в Париж, опять же знание французского языка всеми русскими офицерами приятно поразило парижан. Так что многие ехали по центру Парижа вдвоем с очаровательной спутницей на одной лошади. А экзотические казаки оставили неизгладимый след после себя – парижские бистро. Слово бистро произошло как раз в 1815 г от русского «быстро». Да, еще одна деталь этого парада: в нем принимали участие лишь те части, мундиры которых еще как-то сохранились. Это значит, что в параде принимали участие военные «бездельники», потому что боевые части так обносились, что им не разрешили квартировать в городе, солдаты носили мундиры с убитых, внося полную сумятицу в разрешенную форму одежды полка, сапоги у большинства просили каши.
|
16.05.2009 22:12:08
Crisis eating in France, the land of haute cuisine
Bargain-hunters in a grocery store northeast of Paris squint as they scan figures stamped on shrink-wrapped chunks of Gruyere and bags of green olives. They're not zeroing in on the price, certain to be low in a place that specializes in surplus goods offloaded from big-name supermarket chains. They want the "use by" date.
Just one day remains before the cheese is past its prime. The olives hav.....
|
24.10.2008 11:41:38
Vladimir Andreenkov - «GEOMETRY OF LIFE»
“Vladimir Andreenkov, adhering to visible mathematics and clear-cut forms in their perfection, is not locking the space of life but is wonderfully transforming it beyond blurred human consciousness. He succeeds to make an exact from an approximate and he makes you, if not to think, at least to get mobilized internally. As a rule, a person focuses simply looking at a direct line. Line - step. Step .....
|
24.05.2007 23:07:53
Sotheby's Opens Moscow Office and Appoints Director
In a ceremony today William F. Ruprecht, President and Chief Executive Officer of Sotheby's, announced that Sotheby's has opened an office in Moscow and appointed Mikhail Kamensky as Managing Director. Mr Kamensky, a former Director and Presidential Advisor to the Bank of Moscow, will direct the company's efforts in Russia, whose collectors are increasingly becoming one of the world's most importa.....
|
05.04.2007 21:25:28
Gallery Shazina presents from 19 April to 19 May 2007 personal exhibition dedicated to 105 years of Ivan Titov
Ivan Titov’s artistic realism is like a good documentary film; good meaning genuine, unvarnished. Life as it is.
Painting, which reflects the melting time, but doesn’t permit to forget. Painting, which gives a wonderful possibility to unwind the time back, and look more attentively into the eyes of Abkhazian boy in a red hood. The eyes with such a dignity, so wise, that you want to ask “Do you .....
|
04.03.2007 22:49:57
Chloe Piene Opens at Witte de With
Witte de With proudly presents the first solo exhibition in the Netherlands of Chloe Piene (born 1972 in Stamford, USA). The exhibition features a selection of Piene's recent drawings and videos, and will be accompanied by a publication featuring texts that explore distinctive aspects of her work, such as the role of sound, the performative nature of drawing, and the interplay of fear and fantasy......
|
1 2 |
|