Stranger

Жанровая картина

Жанровая картина
Жанровая картина02.04.2013 6:57:13

ВТОО «Союз художников России»
Творческая комиссия по живописи

ЖАНРОВАЯ КАРТИНА

1 – 12 апреля 2013 г.

Выставочный зал Союза художников России
На Покровке, 37
Справки по тел. (495)917-58-80

Слышал Гомера, но тот оборвал свой рассказ.
Это молчанье стоит до сих пор на земле.
Ю.П. Кузнецов

Молчание большого, эпохального, эпического налагает особый спрос на камерное, доверительно-личное, что мыслилось стержнем выставки «Жанровая картина» живописной комиссии СХР в память её председателя, Народного художника России Владимира Никитовича Телина.

Трепетная плоть жанровой картины всегда отражала те вопросы, сомнения или, как их сейчас принято, называть, вызовы времени, которые волновали в данный момент общество. А сверх того — и последнее гораздо интересней профессиональному сообществу — рассказывало о состоянии самого искусства, о жизнеспособности сложных форм творчества, таких как сюжетные картины, о сохранении органической связи искусства с живой жизнью народа.

И экспозиция показывает, в каком пространстве ищут вопросы и ответы художники.

Прежде всего, продолжая определённую традицию, идёт разработка эстетических и этических проблем, обозначившихся в предшествующие десятилетия с поэтизацией деревни и тоской по её исчезновению, с романтизацией города как места почти сказочного, где происходят встречи и расставания, где повседневность обретает некую весомость. Современный город, и в этом художники правы, утрачивает уютность камерных уголков, духовную наполненность и мест, и людского движения, прелесть чередования быта и оживления праздника «дней города» или «проводов русской зимы». Город становится функциональным до предела, а тех, кто выпавшую ему функцию выполнять не может, выдавливает в пригороды, на вокзалы, а то и ещё дальше. Умирающая или преобразующаяся до неузнаваемости деревня, либо утрачивающая прелесть ветхости и старины, либо в этой ветхости рассыпающаяся, жёсткий город, который даже памятником под открытым небом уже не в состоянии быть, задавленный новоделами и рекламными щитами — в такой среде возможно ли обретение идеала? И художниками, и теми, для кого они пишут картины. Пространства для идеала остаётся немного, потому художник зачастую вынужден доказывать его существование от противного, выявляя некие болезненные детали и тенденции. Или проходя по тонкой грани, как это блестяще делал безвременно ушедший из жизни Г.Г. Провоторов, показывавший обустроенную неустроенность нынешней деревни.

В этом плане лейтмотивом выставки стало переживание одиночества (вплоть до буквального совпадения названий ряда работ), а точнее — разобщённости, а ещё точнее — утраты смысла существования. И здесь могут оказаться на равных и пережившая разлуку женщина, и брошенные старики, и незадачливый пассажир «социального лифта», поехавший не на тот этаж, и относительно благополучный посетитель кафе или иного призванного быть уютным места, столкнувшийся с холодом, мраком и жесткостью.

Часть художников обращается в поисках идеала к историко-бытовому жанру, плодотворно существующему в русском искусстве полторы сотни лет, разумея большую гармонию и наполненность жизни минувших годов. Порой героями этих полотен становятся узнаваемые личности прошлого. Порой это обобщённый типаж, а порой и диалог с предшественниками-живописцами, в котором определяется новое понимание нравственных, социальных, исторических проблем.

На выставках Союза художников России по-прежнему преобладает работа «в формах самой жизни», прямое изложение. Это традиционно сильная сторона жанра (Федотов, передвижники). Но ныне элемент стилизации, который часто привносят сторонники иного языка, например, монументалисты, способен парадоксальным на первый взгляд образом привязать немудрящие сценки типа «забивания козла» к реальной жизни, определённой условностью пластики и колорита искупая известную срежиссированность всей мизансцены, поз и жестов персонажей. Сходным образом срабатывает и лубочность, идущая от народной росписи, декоративность колоритных в прямом и переносном смысле персонажей – в них начинаешь верить именно потому, что понимаешь: они не совсем из этого мира, для него они слишком нарядны…

Что же до наследия В.Н. Телина, то все знакомые с его творчеством представляют, что художник в каждой работе даже самого обыденного сюжета умел придать живописному повествованию характер выходящей за рамки повседневности многозначности, отсылая к пространству инобытия, сказки, выстраивая рассказ многослойный, открывающийся при внимательном всматривании, при сопряжённом восприятии нескольких работ автора. Увы, сказка, фольклор, народная космогония выдавливаются из нынешнего дня, они плохо согласуются с примитивным рационализмом сегодняшних хозяев жизни. А потому полотна мастера остаются прекрасной, но уже ставшей историей страницей нашей культуры.

Всё же в мороке времени остаются островки человечности, в которых жизнь ещё может войти в нормальные измерения: дом, семья, дети, глубокая душевная привязанность. Праздничностью окрашивается обычное чаепитие, чудом наполняются ребячьи забавы, радостным разноцветием звучат сцены повседневных хлопот.

В этом пространстве рождается ещё одно настроение, близкое надежде – ожидание. Ждут свершения Таинства Крещения близкие, замершие под сводами церкви, ждут своей весны девчушки-подростки, ждут в прибранной комнате возвращения домашних, ждут внучат, живущих уже совсем другой жизнью, ждут светлых праздников, готовя подарки близким, украшая своими руками хоть малую часть великого мира.

News of culture and art

Crisis eating in France, the land of haute cuisine 16.05.2009 22:12:08

Crisis eating in France, the land of haute cuisine

Bargain-hunters in a grocery store northeast of Paris squint as they scan figures stamped on shrink-wrapped chunks of Gruyere and bags of green olives. They're not zeroing in on the price, certain to be low in a place that specializes in surplus goods offloaded from big-name supermarket chains. They want the "use by" date. Just one day remains before the cheese is past its prime. The olives hav.....  ›››››

Vladimir Andreenkov - «GEOMETRY OF LIFE» 24.10.2008 11:41:38

Vladimir Andreenkov - «GEOMETRY OF LIFE»

“Vladimir Andreenkov, adhering to visible mathematics and clear-cut forms in their perfection, is not locking the space of life but is wonderfully transforming it beyond blurred human consciousness. He succeeds to make an exact from an approximate and he makes you, if not to think, at least to get mobilized internally. As a rule, a person focuses simply looking at a direct line. Line - step. Step .....  ›››››

Sotheby's Opens Moscow Office and Appoints Director 24.05.2007 23:07:53

Sotheby's Opens Moscow Office and Appoints Director

In a ceremony today William F. Ruprecht, President and Chief Executive Officer of Sotheby's, announced that Sotheby's has opened an office in Moscow and appointed Mikhail Kamensky as Managing Director. Mr Kamensky, a former Director and Presidential Advisor to the Bank of Moscow, will direct the company's efforts in Russia, whose collectors are increasingly becoming one of the world's most importa.....  ›››››

Gallery Shazina presents from 19 April to 19 May 2007 personal exhibition dedicated to 105 years of Ivan Titov 05.04.2007 21:25:28

Gallery Shazina presents from 19 April to 19 May 2007 personal exhibition dedicated to 105 years of Ivan Titov

Ivan Titov’s artistic realism is like a good documentary film; good meaning genuine, unvarnished. Life as it is. Painting, which reflects the melting time, but doesn’t permit to forget. Painting, which gives a wonderful possibility to unwind the time back, and look more attentively into the eyes of Abkhazian boy in a red hood. The eyes with such a dignity, so wise, that you want to ask “Do you .....  ›››››

Chloe Piene Opens at Witte de With 04.03.2007 22:49:57

Chloe Piene Opens at Witte de With

Witte de With proudly presents the first solo exhibition in the Netherlands of Chloe Piene (born 1972 in Stamford, USA). The exhibition features a selection of Piene's recent drawings and videos, and will be accompanied by a publication featuring texts that explore distinctive aspects of her work, such as the role of sound, the performative nature of drawing, and the interplay of fear and fantasy......  ›››››
1 2
Change language Home
News of culture
Modern Art:
Computer graphic arts
Graphic art
Jeweller art
Painting
Photo

Search in galleries

Clipart
Ads about Art:
Art photo
Design
Exhibitions
Graphic art
Painting
Sculpture

Search in ads


Add info:
10.04.2007

Fantasy Painting and Graphics Gallery

Constantine Kansky was born in 1968. He graduated from Krasnodar Art College. Since 1992 he takes part in the art exhibitions in Krasnodar, Moscow, and Saint-Petersburg. Kansky's works are in the private collections in Russia and abroad - Germany, Israel, Turkey, Italy, Canada, the USA. To enter .... ›››››
Contact info:
Art-Saloon.ru@mail.ru
© stranger & anka' 2006-2024