250-летию русского государственного театра посвящена выставка, которая открылась вчера в театральном музее имени Бахрушина. Ей дали название «Золотой век русского театра». Слово «век», конечно, условно. Иной век в истории отечественного искусства продолжался всего пару десятилетий, а золотой театральный простирается едва ли не на всю четверть тысячелетия.
Какой он - золотой век русского театра? Определить это могут посетители новой экспозиции в музее имени Бахрушина, где представлена вся история русской театральной жизни - от романтизма до экспериментов Вахтангова и Таирова. Выставка приурочена к 250-летию организации императорского театра в России.
Каждый экспозиционный зал – это отдельный период в истории российского театрального искусства. Для кого-то его истинная ценность – музыкальный театр XIX века, другие посетители посчитают «Золотым» яркий драматический период историю становления Александринки и Малого театра. К последним себя причисляет директор Бахрушинского музея Борис Любимов.
Из 1200 экспонатов театрального музея Бахрушина большая часть – это собственно коллекция Бахрушина, но 1000 предметов выставлена впервые. Особое внимание театралов привлек оригинальный экспонат, о котором с восторгом говорят и сами организаторы выставки. «Это фрагмент пола Малого театра, который восторженные поклонники подарили Ермоловой во время ее прощального спектакля, - говорит заместитель генерального директора по выставочной деятельности музея им. А.А. Бахрушина Александр Воробьев. - Этот пол помнит еще и Щепкина».
История Малого и Александринки для истинных театралов, считают в музее, – это жизнь Ермоловой и Комиссаржевской. Почему современники считали их великими актрисами? Какими были созданные ими хрестоматийные образы? Зрители могут получить представление об этом на основе работ фотохудожников того времени.
А вот современных режиссеров больше привлекает российский театр начала ХХ столетия: МХАТ, театр Мейерхольда, творчество Таирова и Вахтангова. И здесь удивят посетителей не только афиши и фотографии, но и макет к мейерхольдовскому спектаклю «Веселый рогоносец».
Художественный руководитель Оренбургского Театра драмы им. Горького народный артист России Рифкат Исрафилов подчеркивает, что театральное мировоззрение Мейерхольда поражает своей актуальностью и сегодня: «Это настолько современное решение, публика восприняла бы сегодня этот гениальный спектакль так же, как и тогда».
Рифкат Исрафилов сам ставил «Веселого рогоносца» в Уфе и Оренбруге и может только профессионально позавидовать режиссерам, которым посчастливилось работать с замечательной художницей Любовью Поповой.
Свой Золотой век русского театра определила и народная артистка СССР Вера Васильева: «Мне интересен конец XIX - начало XX века. И вообще, этот музей - главный мой воспитатель».
Если Музей Бахрушина смог привести в профессию Веру Васильеву - значит, не просто так говорят служители музея об особенном духе бахрушинской коллекции.
|