Дворжак - один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, вслед за Б.Сметаной он развивал национальные традиции и утвердил мировое значение чешской музыки. Тяга к музыке проявилась рано и была такова, что, вопреки семейной традиции и, несмотря на получение свидетельства об овладении ремеслом мясника, в 16 лет Дворжак поступил в Пражскую органную школу. В последующие годы он в качестве альтиста работает в оркестре Временного театра, глубоко изучает творчество Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Вагнера и сочиняет, правда без всякой надежды на исполнение. Первое упоминание о Дворжаке как о композиторе появилось в прессе, когда ему было 30 лет и он еще не слышал ни одного своего сочинения. Только благодаря стараниям редактора пражской музыкальной газеты Л.Прохазки впервые прозвучала увертюра к опере "Король и угольщик", принесшая Дворжаку широкую известность, что позволило ему получить пятилетнюю государственную артистическую стипендию и целиком сосредоточиться на творчестве. Следом друг за другом появились оперы "Упрямцы", "Хитрый крестьянин", "Ванда" и одна из лучших опер Дворжака "Якобинец". В промежутках создавались камерные сочинения (жанр камерно-инструментальной музыки был истинной любовью композитора, и он не изменял ему до конца своих дней). В целом творчество Дворжака необычайно разнообразно - 11 опер, оратории, кантаты, Реквием, Гимны, хоры, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, пьесы для фортепьяно в 2 и 4 руки, пьесы для скрипки и виолончели с фортепьяно, вокальные дуэты с фортепьяно (в том числе 22 "Моравских дуэта"), песни на народные тексты и слова чешских поэтов, музыка к спектаклям драматического театра. Симфонические произведения Дворжака составляют золотой фонд чешской музыки - 9 симфоний, симфонические поэмы, увертюры, сюиты, 3 Славянские рапсодии, знаменитые Славянские танцы, пьесы для струнного оркестра. Почти все это можно найти в собрании Гостелерадиофонда (около 700 записей) в исполнении лучших музыкантов и прославленных музыкальных коллективов - Государственного симфонического оркестра СССР (дирижеры Н.Аносов, Е.Светланов), Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения (дирижеры А.Гаук, Н.Рахлин, В.Федосеев, Г.Рождественский), Нью - Йоркского филармонического оркестра (дирижеры Б.Вальтер, К.Мазур), Берлинского филармонического оркестра (дирижер Г.фон Караян), оркестра Чешской филармонии (дирижеры В.Нойман, Ф.Вайнар). Среди исполнителей солистов - Г.Гинзбург, Д.Ойстрах, И.Менухин, П.Казальс,Д.Шафран, дуэты: Ф.Лузанов - Н.Вальтер, Л.Коган - А.Мытник, Й.Сук - А.Голечек, А.Бахчиев - Е.Сорокина, Б.Гмыря - Л.Острин. Несколько записей хотелось бы отметить особо - Концерт для виолончели с оркестром в исполнении М.Ростроповича с оркестром Московской государственной филармонии (дирижер К.Кондрашин, запись 1965 г.), Концерт для фортепьяно с оркестром в исполнении С.Рихтера с оркестром Московской государственной филармонии (дирижер К.Кондрашин, запись 1966 г.), "Моравские дуэты" в исполнении Э.Шварцкопф, И.Зеефрид и Д.Мура (запись 30-х годов), Струнный квинтет Ми бемоль мажор в исполнении М.Гержманека (альт) и Квартета им. Дворжака, запись 1984 года. Кроме того передачи, посвященные творчеству композитора "Славянские мотивы" (автор М.Миловидов, запись 1996 г.), "Камерные сочинения А.Дворжака" (автор О.Ушицкая, запись 1991 г.), "А.Дворжак - страницы жизни" (автор Е.Панич, запись 1981 г.), "По просьбам слушателей" (автор В.Райхштейн, запись 1990 г.), "Композитор А.Дворжак" (автор Л.Кожевникова, запись 1996 г.)
|