12.01.2011 8:53:54
Несколько веков назад управление организацией от контроля персонала совершенно не отличалось, что вызывало немало проблем. Сегодня же научное направление под названием «Управление персоналом» совмещает в себе теорию по организации управления, социологию, психологию, конфликтологию, экономику труда, этику, политику, трудовое право, и множество других наук. Поэтому будущим специалистам предстоит непростое обучение, а студентам сложно выполнять различные контрольные и курсовые работы по теории управления без знания данных дисциплин.
История управления персоналом как отдельной отрасли науки, ставшей основой формирования всей науки об управлении, рассматривается в виде пути к самостоятельному статусу данного научного направления. Исследователи считают, что с 1900 г. начала происходить специализация в данной области человеческой деятельности. Ранее функции управления персоналом являлись прерогативой руководителя, вынужденного до 80% рабочего времени тратить на процесс управления работниками.
Развитие капитализма и промышленная революция постепенно вытеснили мастерские и мануфактуры, которые сменились фабриками с большим числом работников, характеризующиеся коллективным характером труда, а также довольно жесткой его специализацией. Данный процесс сопровождался повышением интенсивности труда, а также отдалением обычных работников от работодателей и значительным обострением социальных конфликтов на предприятиях. В политике выражением данных конфликтов являлось рабочее движение, возглавлявшееся рабочими партиями и профсоюзами.
Многие руководители организаций тогда вынуждены были искать пути сглаживания и безболезненного разрешения острых конфликтов, налаживания необходимых партнерских отношений между работниками и администрацией. Руководители уже самостоятельно не справлялись с контролем персонала. Для налаживания отношений и работы с кадрами потребовались специально подготовленные служащие.
Около ста лет назад часть функций управления персоналом (наем рабочих и достоверный контроль использования рабочего времени в первую очередь) постепенно стала передаваться в специальные подразделения. Считается, что первый, похожий на современный, отдел кадров впервые возник около 1912 года. В 1920-х гг. множество подобных департаментов начали свое шествие по США и странам Европы.
Работники данной службы исследовали отношения между наемными работниками и работодателями, выясняли текущие настроения рабочих, представляли руководству их требования, награждали людей за добросовестный труд и за верность организации, устраивали совместные празднования, ведали определенными жилищно-бытовыми вопросами рабочих, предотвращали создание профсоюзов либо же вели с ними переговоры и оформляли важную кадровую документацию.
Сегодня службы управления персоналом решают в различных организациях многосторонние и непростые задачи, представляя собой часто довольно крупные подразделения, в состав которых часто входит 50 и более служащих. Их работа базируется на применении стратегического мышления и планирования, а также на расширении гарантий занятости имеющихся трудовых ресурсов.
|