12.03.2013 17:49:13
ВТОО «Союз художников России» Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Персональная выставка живописи Г. С. Мызникова
13 – 27 марта 2013 г.
Выставочный зал Союза художников России На Покровке, 37 Справки по тел. (495)917-58-80
МЫЗНИКОВ ГЕННАДИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Низкий дом с голубыми ставнями… С. Есенин
Выставка посвящена 80-летию народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств Геннадия Сергеевича Мызникова.
«В полной мере самостоятельным художником со своей темой, особым взглядом на мир, со своей стилистикой, оформившейся в 1960-х годах, стал Геннадий Сергеевич Мызников…
Мызников приоткрыл мир, доселе искусством не освоенный. В нем просматривается и традиционность жизненного уклада, и наложившаяся на него современность с яркими цветами и несколько упрощенным пластическим решением, что создает неожиданную образность, окрашенную народным мировосприятием». Так написал о художнике в своем монументальном труде «Русская живопись ХХ века» выдающийся российский искусствовед В.С. Манин. Это не только признание заслуг автора, которое в устах метра дорогого стоит, но и удивительно точная характеристика творческого кредо Геннадия Мызникова.
Нельзя сказать, что русская провинция обделена вниманием художников. Многие возделывали эту благодатную почву. Но особенность творчества Мызникова в том, что он открывает нам этот мир весь целиком, как открывают новую страну. Жанровые картины, портреты, пейзажи и даже натюрморты, созданные художником в разное время, воспринимаются в этой связи как фрагменты одной большой картины.
Мызников родился в 1933 году в семье рабочего в небольшом подмосковном городе Орехово-Зуево. Известно, что впечатления детства самые сильные, именно тогда будущий художник проникся своеобразной, яркой красотой русской провинциальной жизни. Последующие поездки по стране, в том числе особенно важное для художника путешествие на Север вместе с Кимом Бритовым и Виктором Попковым, еще более укрепили художника в выбранном направлении. Из этой поездки В. Попков вынес свой знаменитый цикл «Мезенские вдовы», а Г. Мызников написал свою «Северную песню», менее известную, но не менее прекрасную и поэтичную. Его привлекает красочная экзотическая сторона провинциального быта: лоскутные одеяла, коврики с лебедями, утопающие в зелени домики с цветными наличниками. Живописный язык произведений, созданных в 1960-1970 гг. лаконичен, рисунок обобщен, лица персонажей предельно типизированы, крупные фигуры вплотную придвинуты к зрителю. Заметно влияние живописи Б.М. Кустодиева, народного и древнерусского искусства. Это наиболее цельный и плодотворный период творчества художника. Удачно найденная стилистика сама подсказывает темы и сюжеты. Во второй половине 1970-х гг. творческая манера художника усложняется, он уходит от прежней условности, декоративности, приблизительности рисунка. Сказывается влияние европейской художественной традиции. Но знакомые образы проскальзывают и здесь. Как будто те же персонажи перебрались вслед за художником в большой город, прижились там, пообтесались.
Первые работы художника, которые принесли ему успех, «Дети на завалинке» 1958 г. и большая работа «Стачка» 1964 г. наметили две основные линии его творчества – интимно-лирическую (пейзажи, портреты, обнаженные модели) и линию тематической картины, посвященной истории и современности.
Г.С. Мызников – один из ярких представителей так называемых «шестидесятников», поколения шедшего за художниками «сурового стиля», развивавших и перерабатывавших их художественные достижения для создания собственного индивидуального живописного языка. Начало творческого пути Мызникова приходится на период зарождения противостояния официального и неофициального искусства. На передовых позициях этого противостояния находились с одной стороны соцреализм, с другой андеграунд. Но, если андеграунд в борьбе против официального искусства опирался в основном на современный западный опыт и русский авангард 1910-1920 гг., то целый ряд художников, к числу которых принадлежал и Мызников, исходили в своем творчестве из широко понятой русской реалистической традиции. Их творчество, лишенное налета диссидентства, тем не менее, не укладывалось в рамки социального заказа, и официальное признание никогда не было полным. Как это ни парадоксально нападкам официальной критики подвергались оба направления творчества художника: обнаженные модели казались вызывающими, портреты излишне характерными… А большие тематические картины и вовсе были подозрительны. Он очень любит историю, и работы на историко-революционную тему писал не на заказ. Характерно, что по образованию он монументалист. Современность художник также трактует как часть истории, относясь к ней с непреходящим пристальным вниманием. Теперь уже очевидно, что такие работы как «Стачка», «Маевка», «Русская зима», «26 октября», «За фабричной заставой», «Бабье лето» делают Г. Мызникова признанным мастером этого сложного и ныне, увы, редкого жанра.
Логическим продолжением этой линии в творчестве мастера является без сомнения самая значительная композиция последнего периода «По небу полуночи ангел летел» 2005 г. Картина наполнена неожиданным трагическим содержанием. Летящий прямо на зрителя ангел с трубой в руке склоняется над землей и видит одни руины. Полотно внешне статично, но необычайно экспрессивно по цвету. Огненно красный ангел на фоне абсолютно черного неба и сумеречно серые руины внизу.
Портреты принадлежат к сильной стороне творчества Мызникова. Портретными изображениями насыщены и большие картины автора. В основном это портреты близких – родителей, жены, дочери, внуков. «Автопортрет с семьей» 1978 года – одна из вершин Мызникова-портретиста и безусловное украшение выставки. Особая тема в творчестве Мызникова – обнаженная женская натура, которую он пишет много, легко и красиво. Именно этому жанру принадлежат его наивысшие чисто живописные и пластические достижения. В последние годы значительных высот удалось добиться художнику в новом для себя жанре натюрморта. Начало было положено замечательной работой «Память» 1987, изображающей старые вещи, разложенные на полках сарая. Эта линия, не получившая тогда развития, была подхвачена в 2000-е годы. Появилась целая серия, исполненная в духе старых мастеров. Натюрморты просты и лаконичны. Скромные деревенские вещи, поставленные в ряд, выглядят монументальными и в то же время одушевленными.
Работы Г.С. Мызникова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Российской Академии художеств, во многих российских и зарубежных музеях и частных собраниях.
В составе выставки картины из собраний Государственного историко-архитектурного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Серпуховского историко-художественного музея, Союза художников России.
|