10.05.2009 0:20:26
Была утром в Коломенском. Там, в павильоне 1825 г. открылась маленькая выставка, посвященная Александру I. Одна витрина посвящена его женитьбе, еще несколько - Тильзитскому миру, остальные - периоду послевоенного царствования. Слишком мало, чтобы что-то сказать о биографии, лишь отдельные штрихи к портрету.
О заключении Тильзитского мира экспонатов мало. Одна из гравюр стандартного содержания - встреча трех государей (Наполеона, Александра и пруссака Фридриха-Вильгельма III, обиженного невниманием к его королевской особе в Тильзите), а вот кое-что поинтереснее… Гравюра Клемана по оригиналу Дюбрюсле (Франция 1807 г.) с портретом Александра I в овале. А вот сверху на овале сидит ворон с распростертыми крыльями, под овалом - орел, тело которого оплетает змея, раскрывшая пасть несколько ниже клюва орла. Тогда символизм был в моде, вот и трактуй, как хочешь: толи как символы мудрости государственной, то ли близящейся беды.
Остальные экспонаты - о результатах победы над Наполеоном, начиная с манифеста Александра о спасении Москвы от врагов и строительстве Храма Христа Спасителя, подписанного 25 декабря 1812 г.
Любопытна цветная акватинта Рива по оригиналу Райта (Англия 1814) «Триумфальный въезд союзных монархов в Париж». Толпа собралась посмотреть на парад победителей. Через центральную арку ворот Сен-Мартен проходит конница, а две боковых арки заняты зеваками, мальчишки забрались на деревья и крышу арки, любопытные бегут вдоль дороги за войсками. Сразу за государями видно два знамени, одно - австрийское, второе лишь наполовину и на нем не видно герба. Русские офицеры были поражены вольностью нравов в Париже. Они вспоминали, как женщины просились посадить их перед всадником, чтобы поучаствовать в параде. В России в то время это было бы воспринято как развязность дурного тона.
Примерно к этому периоду относится и картина неизвестного художника с изображением аллегории реставрации монархии во Франции. Александр и другие монархи приглашают толстенького Людовика XVIII сесть в карету и ехать во Францию занимать престол. Происходит это на фоне английского луга с тремя построенными на ней коробками пехоты. На втором плане герцог Веллингтон в красном мундире указывает рукой на пехоту. Слева на переднем плане уже ждет Людовика карета, запряженная четверкой лошадей, рвущихся с места.
Из Франции Александр направился сначала в Англию, как мы все помним из истории лесковского Левши. Атаман Платов сопровождал Александра в этой поездке, вот и запечатлели его на гравюре «Граф Платов - казачий атаман» на буланом коне в шапке с султаном, немного похожим на турка. Казаки вообще произвели ошеломляющее впечатление на Европу: на небольших лохматых лошадках, с бородами, в шароварах, совершенно незнакомые с французским языком они образовывали подвижные, как ртуть отряды, рассыпающиеся и быстро собирающиеся вновь. Их тактика поразила Наполеона, про них он вспоминал после поражения, что если бы у него были казаки, то он завоевал бы весь мир. Эти странные кавалеристы стояли лагерем на Елисейских полях в Париже. Было парижанам на кого поглазеть.
Несмотря на прохладную погоду, Коломенское дышит весной. Цветут вишни и яблони, тюльпаны и анютины глазки.
Павильон 1825 г сейчас отреставрировали. Об истории этого небольшого летнего павильончика на выставке тоже обнаружилась информация. Оказывается с начала 1830-х гг. на территории Нового сада в Коломенском располагались 1-й и 2-й Московские кадетские корпуса, а в павильончике, где идет выставка, был лазарет 2-го кадетского корпуса.
Спустилась к родникам, там все в беспорядке, т.к. идет обустройство набережной. Только одни воробьи храбро купаются в родничках, несмотря на погоду.
|