17.02.2013 14:48:07
При долине куст калинушки стоит, На калине соловей-птица сидит. Горьку ягоду калинушку клюет, А малиною закусывает…
Обрядовая песня Нижегородской губернии
Выставка «Народные художественные промыслы Нижегородской области» проходит в рамках празднования 80-летия Нижегородской организации Союза художников России и представляет творчество ведущих современных мастеров народного искусства. В экспозиции участвует более 40 авторов, демонстрируется 250 работ хохломской и городецкой росписей по дереву, шахунского ткачества, нижегородского гипюра, золотной и гладевой вышивки, балахнинского кружева, казаковской филиграни, образцы реконструкций традиционных народных костюмов Нижегородской области.
Нижегородское народное художественное творчество имеет глубокие исторические корни и устойчивую эстетическую традицию. В традиционном крестьянском быту глубинные представления о гармонии и красоте, достатке и благополучии выражены в узорочье, наполнявшем обыденные предметы жизнерадостной энергией. Образы и мотивы народного искусства рождены миропониманием далеких предков о нераздельности жизни человека и природы, обогащены средневековой символикой, национальной геральдикой. Большое место художественные изделия занимали в свадебной обрядности: обереговая и благопожелательная семантика лежит в основе роскошных женских костюмов, росписи сундуков – хранилищ приданого, украшении донцев прялок – подарков от жениха невесте, праздничной расписной посуды. В разнообразии видов изделий народных художников Нижегородского края всегда преобладали мотивы сочных, пышных цветов и стеблей, изображения птиц, что, несомненно, связано с семейным счастьем и благополучием. Художники отдают предпочтение ярким и насыщенным, огненным, цветам. Ритмы узоров упругие, цельные, формы пышные, выразительные. Эти признаки сохраняются и в изделиях современных мастеров.
В силу региональных социально-экономических особенностей Нижегородский край с древности был богат промысловым производством художественных изделий. Здесь в изобилии имелись материалы для изготовления декоративных изделий: керамические глины, декоративный камень, поделочные породы дерева; на севере выращивался качественный лен, на западе вырабатывался металл. Центрами производства художественных изделий в позднем средневековье становились княжеские и боярские вотчины Романовых, Морозовых, Шереметевых. В монастырях действовали иконописные и золотошвейные мастерские. Обилие ярмарочных центров на судоходных реках – Волге, Оке, Суре, Ветлуге – обеспечивали активный товарообмен. Благодаря этим предпосылкам уже в XIX веке сложились и оформились стилистически многие промысловые производства предметов народного творчества. Расписная посуда и утварь, получившая звонкое имя хохломской - по названию торгового села, быстро завоевала популярность благодаря столичным и зарубежным выставкам. На всю страну и зарубежье славились золотная вышивка Лыскова, Арзамаса, Бора, многопарное балахнинское кружево, изделия из металла мастеров Выксы, Вачи, Павлова.
В XX веке традиционные промысловые производства пополнились новыми направлениями. Некоторые, такие как шахунское узорное ткачество, возникли на основе традиционных домашних рукоделий, другие были привнесены из других регионов страны и успешно прижились на благодатной почве, такие как варнавинская резьба по кости или казаковская филигрань. Советская власть с вниманием относилась к народному творчеству, рассматривая его как национальное достояние и международный брэнд. Термин «народные художественные промыслы» появляется в начале 1930-х гг. Их развитие, материальную базу и эстетическую составляющую курировали столичные специалисты. Хохломской росписи посвящал публикации видный искусствовед В.М. Василенко, неоценимый вклад в сохранение художественных особенностей промысла внесла искусствовед НИИХП В.М. Вишневская. В создании шахунского ручного ткачества большую роль сыграла сотрудник НИИХП Л.А. Кожевникова.
Нижегородская (Горьковская) организация Союза художников приняла в свой состав в первую очередь мастеров хохломской росписи: в 1945 г. членство в профессиональном творческом союзе получили А.П. Кузнецова, Г.П. Матвеев, в 1946 в Союз была принята Н.А. Чикалева-Денисова. Начиная с 1920-х гг. они были постоянными участниками Всероссийских и международных художественных и промысловых выставок, обладали высоким авторитетом. В 1960-70-е гг. роль Союза художников в сохранении и пропаганде традиционного национального искусства была очень значима, поскольку работа была направлена в первую очередь на поддержание высокого качества изделий благодаря тщательному отбору предметов на выставки и конкурсы. В среде творческого союза формируются наиболее яркие и востребованные мастера, главные художники фабрик, члены экспертных советов. Среди них сотрудники экспериментальных лабораторий и авторских групп, создававших в разные годы уникальные мелкосерийные и штучные образцы художественных изделий.
В настоящее время секция народного искусства Нижегородского Союза художников насчитывает 41 автора, многие из которых отмечены званиями Народных и Заслуженных художников России, являлись в разные годы лауреатами Государственной премии им. И.Е. Репина – самой высокой награды в области народного искусства.
Выставка охватывает работы мастеров разных лет. Она дает возможность рассмотреть стилевые особенности двух основных направлений современной хохломы – семеновского и семинско-ковернинского. Городецкая роспись представлена сюжетно-декоративными панно и топорной игрушкой. Казаковская филигрань демонстрирует ювелирные изделия, настольные украшения. Показаны бельевые ткани и костюмные комплексы в исполнении чкаловских мастериц строчевой вышивки и образцы многоремизного узорного ткачества шахунских художниц. Косынки, шарфы, настольные украшения выполнены в сложнейшей технике многопарного балахнинского кружева. Представлены многоцветные и монохромные вышивки разнообразными видами глади и фактурных декоративных швов. Мастера выполнили коллекцию праздничных женских костюмов, это реконструкция предметов, традиционно бытовавших в народной культуре в Нижегородской губернии. Один из разделов выставки посвящен большому разнообразию изделий, украшенных в технике золотной вышивки, в настоящее время завоевывающей все большую популярность.
В последние годы появляется много научных и познавательных изданий и отдельных публикаций, посвященных теме народных художественных промыслов. Делаются попытки воссоздания их глубокой истории на основании археологического и этнографического материала. Освещается современное их состояние и бытование изделий. В 2008-2010 осуществлено издание 10-ти томное издание Библиотеки им. И.П. Склярова, посвященное всем направлениям промыслов. В 2011 вышло 3-х томное методическое пособие «История народных художественных ремесел Нижегородской области», изданное ННГУ им. Лобачевского. В рамках государственной программы «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009-2011 годах» изданы красочные альбомы, демонстрирующие современный ассортимент изделий основных предприятий. Художники промыслов постоянно участвуют в выставках всех уровней, пропагандируя лучшие достижения отечественной культуры и народного творчества.
|
16.05.2009 22:12:08
Crisis eating in France, the land of haute cuisine
Bargain-hunters in a grocery store northeast of Paris squint as they scan figures stamped on shrink-wrapped chunks of Gruyere and bags of green olives. They're not zeroing in on the price, certain to be low in a place that specializes in surplus goods offloaded from big-name supermarket chains. They want the "use by" date.
Just one day remains before the cheese is past its prime. The olives hav.....
|
24.10.2008 11:41:38
Vladimir Andreenkov - «GEOMETRY OF LIFE»
“Vladimir Andreenkov, adhering to visible mathematics and clear-cut forms in their perfection, is not locking the space of life but is wonderfully transforming it beyond blurred human consciousness. He succeeds to make an exact from an approximate and he makes you, if not to think, at least to get mobilized internally. As a rule, a person focuses simply looking at a direct line. Line - step. Step .....
|
24.05.2007 23:07:53
Sotheby's Opens Moscow Office and Appoints Director
In a ceremony today William F. Ruprecht, President and Chief Executive Officer of Sotheby's, announced that Sotheby's has opened an office in Moscow and appointed Mikhail Kamensky as Managing Director. Mr Kamensky, a former Director and Presidential Advisor to the Bank of Moscow, will direct the company's efforts in Russia, whose collectors are increasingly becoming one of the world's most importa.....
|
05.04.2007 21:25:28
Gallery Shazina presents from 19 April to 19 May 2007 personal exhibition dedicated to 105 years of Ivan Titov
Ivan Titov’s artistic realism is like a good documentary film; good meaning genuine, unvarnished. Life as it is.
Painting, which reflects the melting time, but doesn’t permit to forget. Painting, which gives a wonderful possibility to unwind the time back, and look more attentively into the eyes of Abkhazian boy in a red hood. The eyes with such a dignity, so wise, that you want to ask “Do you .....
|
04.03.2007 22:49:57
Chloe Piene Opens at Witte de With
Witte de With proudly presents the first solo exhibition in the Netherlands of Chloe Piene (born 1972 in Stamford, USA). The exhibition features a selection of Piene's recent drawings and videos, and will be accompanied by a publication featuring texts that explore distinctive aspects of her work, such as the role of sound, the performative nature of drawing, and the interplay of fear and fantasy......
|
1 2 |
|