Фрэнк Заппа (Francis Vincent Zappa) родился 21 декабря 1940 года в армяно-итальянской семье. Умер 4 декабря 1993 года от вторичного рака простаты. Своими безумными музыкальными исследованиями Фрэнк Заппа переплел себя подобно виноградной лозе в саду мифологии рок-н-ролла, так что распутать и разобраться в нем почти невозможно. В его характере и поступках масса противоречий: конформист и возмутитель спокойствия, удачливый и одержимый бизнесмен, первым «пробивший» независимый лэйбл, и борец с буржуазностью, гений и самоироничный социальный сатирик, он заседал в Конгрессе США, возглавлял Комиссию по торговле со странами Запада и выходил на стадионы перед тысячами поклонников в неношеных кроссовках с неизменной сигаретой в зубах. Так и видишь его невозмутимо сидящим на высоком табурете, лениво-вкрадчиво приветствующим аудиторию: «Привет, свиньи!» Оригинальный мыслитель, он не испытывал священного трепета ни от великих имен, ни от чьих-либо творений. В 1981 году он приглашает сыграть в своем концерте 86-летнего Николая Слонимского, великого русского пианиста, дирижера и теоретика, живущего в Лос-Анджелесе с 1917 года, и тот играет свое произведение в рок-сопровождении на электропиано!
Он был «наиболее совершенным идолом и классиком рока», по выражению «Нью-Йорк Таймс». Его творческое наследие грандиозно: 67 альбомов, выпущенных при жизни, постоянно дополняются уникальным материалом, и цифры дискографии растут, как километры на счетчике. Фрэнк считал, что если альбом выпущен, это не значит, что все незыблемо: львиная доля записанного имеет многочисленные варианты. Стилистика его произведений представляет конгломерат различных жанров, эпох, культур и направлений, но стержень всего - авангардная современная классика, а именно «новая венская школа» и ее производные. Немалая часть работ Заппы является развитием концепции и идей «новых венцев», соотнесенная с современной электронной музыкой - логического и «технического» продолжения додекафонии современными средствами. Наиболее яркими фигурами среди композиторов электронной музыки являются Пьер Булез, немецкие группы TANGERINE DREAM и KRAFTWERK.Миф о том, что социальный протест как музыкальная форма, сложившийся к середине нашего века, справедлив лишь отчасти. Только когда речь идет о МАССОВОМ социальном протесте. Если же говорить о протесте как форме выражения и эстетическом манифесте, то к XX веку сформировалось музыкальное движение, протестовавшее против технократии и промышленной революции XIX-XX веков, уродующей жизнь и калечащий духовный мир человека. Это экспрессионизм. Его родиной стала Австрия, а родоначальником - крупнейший композитор и дирижер Густав Малер (1860-1911), в чьих последних симфониях (например, «Песнь о земле») социальный протест сочетается с мистикой.
Продолжил и развил его идеи основатель «новой венской школы» Арнолд Шёнберг (1874-1951), создавший в 1922 году додекафонию. Это «метод сочинения музыки с 12 соотнесенными лишь между собой звуками», то есть тема любого произведения образуется рядом из всех 12 звуков хроматической гаммы, при этом ни один не повторяется раньше, чем прозвучат остальные 11. Композитор волен перемещать звуки из одной октавы в другую, транспонировать их, инвертировать и т.д. При этом достигается «мистичность», связанная с распадом ладовых и тональных закономерностей и мелодико-гармонических связей. Ученик Шёнберга, Антон Веберн (1883-1945), развил и дополнил додекафонию «серийной техникой», при которой для каждого звука заранее устанавливается определенный ритм и тембр, сохраняемый на протяжении всего сочинения.
|