Пианист, бэндлидер, композитор, аранжировщик, "grand old man" биг-бэндового джаза, величайший негритянский музыкант ХХ века и проч., и проч., на эпитеты можно не скупиться, в данном случае их все равно не хватит. Он прошел сквозь все джазовые "эпохи" и стили, оставаясь самим собой и при этом, чудесным образом, всегда находясь в авангарде.
Родился в 1899 г. в Вашингтоне в добропорядочной и благополучной семье, принадлежащей среднему классу. Прозвище "Дюк", заменившее ему имя, получил еще в детстве за изысканный наряд и чувство собственного достоинства, - отличительные качества на всю жизнь. Музыкой начал заниматься с 7 лет, но в юности профессионально увлекся живописью. Музыкантом, однако, было легче заработать на жизнь, чем Эллингтон и занимался с 17 лет.
Рано проявился и незаурядный талант организатора. Уже в 1918 г. он собрал свой первый ансамбль. Состав 1923 г., с которым он приехал в Нью-Йорк, стал костяком будущего бэнда, начавшего успешные выступления вначале в Kentucky Club, а с 1927 г. - в легендарном Cotton Club.
Оркестр прожил почти полвека, гастролировал по всему миру, при этом стиль его лишь совершенствовался, не меняясь в главном. Умер Эллингтон в Нью-Йорке в 1974 г.
Стиль Эллингтона Главное у Эллингтона выделить нелегко: его музыкальный мир с трудом укладывается в четкие определения, как любое явление, именуемое "великим". Придется опять обратиться к энциклопедическому слогу и повторить общепринятые истины об Эллингтоне.
Он - творец и экспериментатор, смело обновлявший традицию, вплоть до отказа от нее, если под традицией понимать определенный стандартный набор средств.
В полувековой истории его оркестра выделяют 4 стиля, включая вполне "новоорлеанское" начало. Новую манеру, родившуюся в Cotton Club, назвали jungle style ("стиль джунглей") прежде всего из-за growl-эффектов - "рычащего" звучания меди. Далее появляется mood style ("стиль настроения"), совсем по-другому развивающий тот же, по сути, принцип использования тембров как красок на палитре. По колориту это близко блюзу, но больше, чем блюз. Не случайны названия самых известных композиций этого стиля - "Solitude" (одиночество как крайняя точка блюзовой "хандры") и "Mood Indigo" (не голубой - blue - тон, а глубокий "темно-синий"). Монументальный concert style, выходящий за рамки периода свинга, относится к большим оркестровым композициям и знаменитым духовным концертам Эллингтона и наполовину принадлежит академической композиционной музыке, требующей концертных залов, подготовленной публики и серьезного внимания.
Он - хранитель традиции, если под ней подразумеваются подлинные корни джаза. Дюк говорил: "Я хочу, чтобы моя музыка была музыкой американского негра", делая акцент на слове "американского" и понимая всю сложность сплетения в джазе черной и белой культур. С его музыкой джаз стал высоким искусством, неотъемлемой частью мировой культуры. Вот так, и не меньше.
Музыканты бэнда Эллингтона разных "поколений" Труба - Баббер Майли, Кути Уильямс, Рекс Стюарт. Тромбон - Джозеф "Трикки Сэм" Нэнон. Хуан Тизол. Кларнет - Банни Бигард Альт-саксофон - Джонни Ходжес. Тенор-саксофон - Бен Уэбстер, Пол Гонсалвес. Баритон-саксофон - Гарри Карни. Контрабас - Уэллмен Брод, Оскар Петтифорд, Джимми Блентон. Композитор и аранжировщик Билли Стрейхорн.
|